Заявка на обучение
Академия дополнительного профессионального образования

Школьная медиация

Вам известно, что это: медиация в образовательной организации и что такое - школьная служба примирения?
Ответы на эти вопросы Вы узнаете - пройдя дистанционное обучение школьной медиации в нашей Академии.

Цель этой программы:
обучение школьной медиации, повышение профессиональной квалификации слушателей в области урегулирования школьных конфликтов и урегулирование споров с помощью процедуры медиации с участием в качестве посредника независимого лица – медиатора. Программа направлена на получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня слушателей в рамках имеющейся квалификации. Программа также направлена на повышение квалификации кураторов школьных служб примирения, работающих с детьми, в сфере урегулирования конфликтов с помощью восстановительных технологий.

Любое общество создает собственную модель развития и формирует механизм ее реализации, опираясь на свои традиции и цивилизационные ценности и исходя из сложившейся ситуации. Все более или менее развитые страны в той или иной степени пребывают сейчас на пороге перехода к инновационному типу социально-экономического развития общества. Глубокие качественные перемены неизбежно происходят не только в экономике, но и во всех сферах общественного бытия. В настоящее время особенно необходима модернизация социальной сферы, которая остается еще слабым звеном в процессе устойчивого развития. Объектом в вопросе модернизации социальной сферы является сам человек. Общество на протяжении всей своей истории всегда уделяло особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Экстремизм, преступность в подростковой и молодежной среде – получили широкое распространение и обрели более опасный для российского общества характер, по сравнению с прошлыми периодами времени. Уровень преступности несовершеннолетних в современной России вызывает обоснованную тревогу в обществе.

Рост социальной напряженности и углубление кризиса в стране в первую очередь сказались на детях и подростках, как наиболее социально незащищенной части общества. В последние годы проблема девиантного поведения и распространяющаяся криминализация несовершеннолетних вышла на первый план среди социально-правовых проблем России. Ежегодно органами МВД привлекается в качестве обвиняемых и подозреваемых более 200 тыс. несовершеннолетних достигших 14-летнего возраста. Только половина дел доходит до суда. Тем не менее, около 20 тыс. несовершеннолетних (каждый десятый) получают наказание в форме реального лишения свободы. Подходы к решению проблемы подростковой преступности в большинстве своем традиционны. С каждым годом с осужденными, поступающими в воспитательные колонии, становится все сложнее работать в педагогическом плане: растет доля осужденных за умышленное убийство, нанесение тяжкого вреда здоровью, разбой, грабеж. Ежегодно суды, органы правопорядка, учреждения-субъекты профилактики правонарушений несовершеннолетних вынуждены подбирать меры воспитательного воздействия примерно для 180 тысяч подростков, в процессе реализации которых должны добиваться формирования персональной ответственности у правонарушителей. Тем не менее, имеющиеся статистические показатели указывают на низкую результативность работы специалистов служб, созданных за последние годы в различных ведомствах и призванных оказывать помощь семье и детям.

Одним из приоритетных направлений в сфере обеспечения прав детей «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» определяет создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия. План первоочередных мероприятий по реализации Национальной стратегии предусматривает внедрение новых технологий и методов работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных, обеспечению досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также несовершеннолетних, отбывающих или отбывших наказание в местах лишения, а также разработку программы восстановительного правосудия в отношении детей, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность.

Распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 1430-р была утверждена Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность.

Несмотря на то, что подростковый возраст в психологии ХХ столетия изучался достаточно подробно, современные подростки отличаются от сверстников предыдущих поколений рядом социально-психологических особенностей. Среди них исследователями отмечается повышенная конфликтность подростков в условиях школы в целом и в педагогическом процессе в частности, в межличностном общении со сверстниками, со взрослыми, и, прежде всего, родителями. Современные подростки чаще стали демонстрировать девиантное и даже делинквентное поведение. Практика показывает, что подростки не умеют разрешать возникающие конфликты, и в их конфликтных отношениях преобладают деструктивные тенденции, а в таких условиях - обучение школьной медиации просто НЕОБХОДИМО.

Подростки часто вовлекаются в конфликты, становятся правонарушителями или жертвами. Административное и уголовное наказание не предполагает организацию работы по выявлению причин конфликтов и изучение психологического состояния конфликтующих, их чувств. Практика убеждает, что используемый восстановительный подход к разрешению конфликтов позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем. Школьная жизнь не всегда способствует социализации подростков в плане освоения ими навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни. Те способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными.

Таким образом, актуальность проблемы указывает на необходимость усовершенствования существующих и поиск новых, более эффективных технологий работы с несовершеннолетними. Такой технологией может стать использование восстановительного подхода для предупреждения и разрешения конфликтов у несовершеннолетних. Восстановительный подход – это системный подход к решению конфликтных ситуаций, который предусматривает восстановление, нарушенного вследствие конфликта, социально-психологического состояния, связей и отношений в жизни его участников и их социального окружения; исправление причиненного конфликтом вреда.

Решение споров с помощью медиатора с современном обществе занимает значительное место для цивилизованного разрешения возникших конфликтов. Несмотря на то, что по большей части решением споров занимаются необязательно профессиональные юристы, доверие к медиаторам с каждым годом только растет. Досудебное решение спора, возможно, лучший выход в спорах по гражданскому праву, семейных конфликтов, урегулированию долговых проблем, а также часто возникающего вопросов наследства. Не только эти, но и многие другие конфликты, можно разрешить с помощью процедуры досудебного разрешения спора и заключения медиативного соглашения. Широкое и повсеместное оказания услуг медиаторов значительно сокращают сроки устранения конфликта. С помощью медиаторов спорные вопросы решаются на взаимовыгодных условиях для обеих конфликтующих сторон, что невозможно при разрешении спора в судебном порядке.

Дистанционное обучение школьной медиации в нашей Академии по программе: «Медиация в образовательной организации. Школьная служба примирения» позволит руководителям, педагогам, психологам образовательных учреждений минимизировать моральные и прочие издержки при улаживании конфликтов в школьной среде.
Наука и практика медиации не стоят на месте, постоянно развиваясь и получая поддержку педагогического, юридического и судейского сообщества.

Возврат к списку